Кто относится к категории граждан “Дети с ограниченными возможностями здоровья”

Дети с ограничениями по здоровьюБолезнь либо травма, приведшая к инвалидности в зрелом возрасте, конечно тяжелая ноша для любого человека, но не настолько, как кажется в сравнении с ребенком, который, не успев пожить и насладиться прелестями здоровой жизни, вынужден практически все время проводить в больнице на медикаментозном лечении.

А ведь у малыша впереди вся жизнь, которая вместо игровых площадок, веселых развлечений и иных прелестей будет проведена в инвалидной коляске к глубокому сожалению его родителей.

Что значит ОВЗ

В понимании многих инвалидом является лицо, которое в силу тяжелого заболевания либо травмы имеет ограничения по здоровью, в частности, те же увечья, препятствующие, к примеру, передвижению или выполнению простейших бытовых движений. При этом с точки зрения закона, а именно ст.1 ФЗ №181 лицом с ограниченными возможностями считается гражданин, имеющий нарушения здоровья со стойкими функциями расстройства организма, в силу которых осуществление ряда повседневных действий невозможны либо затруднены.

Определение понятия "Дети с ограниченными возможностями здоровья"Оговоренные ограничения, как правило, проявляются в виде тяжкого заболевания, дефекта либо травмы, которая собственно и приводит к вышеописанным последствиям и ведет к сниженному уровню трудоспособности и даже жизнеобеспечению, а в ряде случаев требует не только посторонней помощи, но и  постоянной социальной реабилитации.

Следует отметить, что понимание детской инвалидности в силу закона значительно отличается от повседневного восприятия рядовых граждан, которые видят только верхушку айсберга. А между тем, ограничения по здоровью у малыша имеют утвержденную законом классификацию по степени потери жизнеобеспечения и видам заболеваний, которые также закреплены нормативно. Ведь малыш может и не иметь внешних признаков заболеваний либо иных отклонений, в то время как в рамках закона его состояние здоровья будет относиться к критическому, что собственно и потребует и проведения реабилитационных действий, и предоставления социальных гарантий.

Законодательное регулирование вопроса

Проблема инвалидности детей не является прерогативой только одной страны, к примеру, той же России, более того данный вопрос курируется на международном уровне посредством заключения соглашений и конвенций.

В частности, в 2006 году принята Конвенция о правах инвалидов, которой утвержден ряд гарантий предоставляемых оговоренной категории.

Так в силу ст.7 Конвенции детки с ограниченными возможностями вправе рассчитывать на:

  • Законы РФ о статусе детей с ограниченными возможностями здоровьяправа и свободы наравне с другими малышами, не имеющими проблем со здоровьем;
  • первоочередное рассмотрение социально-бытовых проблем, которые возникают у крошек и их родителей;
  • получение помощи от государства для облегчения возникших ограничений по здоровью;
  • право на социальную защиту;
  • обеспечение надлежащих условий существования в социуме и возможность адаптации.

Соответственно во исполнение норм, закрепленных в Конвенции, в России принят ряд актов, которые подразумевают предоставление деткам-инвалидам не только вышеперечисленных свобод, но и ряд социальных льгот и гарантий.

В частности, в силу ФЗ №124 малышам с ограниченными возможностями гарантировано:

  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • получение образования всех уровней от дошкольного до профессионального;
  • материальная помощь;
  • юридическая защита;
  • ряд социальных льгот направленных на полноценную адаптацию малыша в социуме.

Виды ОВЗ

Конечно, многие люди имеют проблемы со здоровьем, которые далеко не всегда оканчиваются получением инвалидности, учитывая, что для установления данного вида ограничения, должен быть соблюден ряд характеристик. Так в силу норм Приказа Минтруда №1024н ограничения по здоровью устанавливаются при полной либо частичной потере жизнеобеспечения, причем со стойким расстройством функций организма, классифицируемым по определенным степеням.

В частности:

  • 1 степень – стойкие нарушения, но не значительные до 30%
  • 2 – стойкие нарушения, но умеренные до 60%
  • 3 – стойкие нарушения до 80%
  • 4 – значительные нарушения до 100%.

При этом в ходе определения степени в качестве оценки к учету принимаются следующие критерии:

  • Виды ОВЗ у детейуровень психологических функций, а именно ориентация, интеллект, восприятие, эмоции;
  • вербальные функции, такие как способность разговаривать;
  • сенсорные функции, в частности слух, зрение;
  • нейромышечные функции, а именно способность двигаться и воспроизводить различные бытовые действия;
  • нарушения функций внутренних органов, к примеру, сердечно-сосудистой системы, легких, почек, печени;
  • нарушения эндокринной или иммунной системы;
  • внешние дефекты.

Также в целом оценке подвергаются следующие параметры:

  • самообслуживание;
  • передвижение;
  • координация;
  • ориентирование;
  • обучение;
  • контроль над собственным поведением;
  • возможность адекватно оценивать и воспринимать окружающую среду.

Правила оформления статуса

Порядок оформления категории «инвалид-ребенок» регламентируется нормами Постановления №95.

Оформление статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровьяВ частности, на начальном этапе диагностику проводит семейный врач, который при обнаружении отклонений и установлении хотя бы частичной потери жизнеобеспечения выдает родителям крохи направление установленной формы на МСЭК, то есть комиссионное обследование.

В свою очередь комиссия проводит собственную диагностику степени потери трудоспособности по вышеуказанным критериям посредством назначения ряда анализов и консультаций с профильными врачами. Если в ходе диагностики обнаружены отклонения по заявлению законного представителя ребенка, то есть той же мамы, проводится заседание комиссии, в ходе которой полученные результаты уже и оцениваются в совокупности.

Как правило, МСЭК проводится по месту жительства ребенка в территориальном бюро, однако, если комиссия изначально не может прийти к окончательному мнению в виду специфики заболевания ребенка, маме малыша выдается направление в федеральное бюро. Кстати, если состояние малыша не позволяет подвергнуть его транспортировке к медицинскому центру, комиссия диагностику может провести и на дому, конечно, на основании заявления родителей.

В ходе проведения экспертизы ведется протокол, в котором фиксируются не только медицинские данные малыша, но и мнение специалистов. При этом руководитель бюро помимо уже участвующих в обследовании врачей может привлечь и другого медика соответствующего профиля, кстати, таким же правом обладают и родители ребенка, конечно, при согласии главы комиссии.

По окончании обследования комиссия принимает решение посредством простого голосования и принятия к учету мнения большинства, которое фиксируется в протоколе. Также к оговоренному документу прикладывается акт, в котором отражаются все аспекты обследования от полученных данных в ходе диагностики до мнения специалистов. Затем на основании вышеперечисленных данных, закрепленных документально, оформляется заключение об установлении инвалидности, которое собственно после проставления подписей и печати выдается на руки законным представителям крохи.

Следует отметить, что установление ограничений по инвалидности в отношении ребенка имеет значительные отличия от подобной же процедуры, проводимой с совершеннолетними гражданами. Так в силу п.7 Постановления №95 к учету принимаются только 2, 3 и 4 степень нарушений функций организма, которые и служат основанием для присвоения категории ребенок-инвалид. То есть подразделений на 1, 2 и 3 группу к малышу не применяются вплоть до его 18-летия.

Льготы и привилегии

Наличие инвалидности у малыша зачастую является достаточно тяжелой ношей для его родителей, именно поэтому с целью оказания помощи и облегчения бремени для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, а также для самих малышей предусмотрен ряд льгот и гарантий. В частности:

  • Льготы и привилегии для детей с ОВЗразработка и реализация индивидуальной программы реабилитации за счет медицинской организации;
  • безвозмездное оказание медпомощи в пределах стандартной программы с предоставлением лекарственных препаратов;
  • обеспечение деток протезами, колясками и иными вспомогательными приборами бесплатно, а при необходимости в приобретении дополнительных средств, со скидкой в 70%;
  • обеспечение доступа к социальной инфраструктуре посредством создания вспомогательных механизмов, тех же поручней и подъемников;
  • предоставление всех видов информации, которая требуется для обеспечения жизнедеятельности ребенка-инвалида;
  • возможности получения образования всех уровней, причем не только в специально созданных образовательных учреждениях, но и на дому;
  • организация социально-бытового обслуживания;
  • материальная поддержка;
  • льготная политика в жилищной сфере, подразумевающая улучшение условий проживания и скидки при оплате коммунальных услуг;
  • налоговые вычеты;
  • льготные условия при кредитовании развития семейного бизнеса.

Социальная политика государства

Учитывая, что детки с ограниченными возможностями далеко не всегда могут посещать стандартные образовательные учреждения, а также в связи с тем, что для оговоренной категории лиц требуются не только специальные образовательные программы с учетом их ограничений, но и учительский состав, владеющий особыми навыками преподавания, ст.79 ФЗ №273 предусмотрена обязанность по созданию центров, которые образовательные функции и осуществляют.

Более того, ДОУ для детей-инвалидов изначально создаются с целью адаптации деток к социальной жизни и предусматривают помимо преподавания еще и специальные оздоровительные классы, а также дополнительные развивающие программы. Ведь многие из малышей инвалидов не могут пребывать длительное время в вертикальном положении, и им требуется специальные упражнения, а некоторым необходимы и занятия, которые помогают приобретать навыки усвоения информации уже в доступной для деток форме.Социальная поддержка детей с ограничеными возможностями здоровья

Следует отметить, что в некоторых ситуациях законом допускается получение образования по стандартным программам и в домашних условиях. Ведь некоторые малыши при проблемах с опорно-двигательной системой не могут посещать занятия в школах, в связи с чем по заявлению матери они могут перейти на семейное образование либо получить необходимый уровень за счет посещающего преподавателя.

Проблемы, связанные с развитием и адаптацией

Проблемы адаптации детей с ограниченными возоможностями здоровьяАдаптация деток с ограниченными возможностями является долгим и трудоемким процессом, который был бы невозможен без социальной поддержки, оказываемой на государственном уровне. И, тем не менее, даже при наличии оговоренной помощи, проблемы все же есть. В частности, самым острым вопросом является недостаток финансирования для создания оптимальных условий жизнеобеспечения детей именно в социуме.

То есть в пределах школы либо медицинского центра их потребности учтены, а вот за их пределами далеко не всегда. То есть во многих городах отсутствуют поручни либо пандусы при входе в метро или другие виды общественного транспорта. А ведь детки с ограниченными возможностями требуют не только обучения, но и банального общения со сверстниками и прогулок на свежем воздухе? в частности в парке, к которому добраться достаточно сложно.

Также еще одной проблемой является культурное воспитание рядовых граждан, не обладающих достаточным пониманием потребностей детей-инвалидов, а также зачастую не имеющих способность проявить сочувствие и понимание в отношении малышей. А ведь детки с ограниченными возможностями являются самыми храбрыми людьми на свете, учитывая, что им приходится ежедневно вести борьбу не только с повседневным миром, но и с собственным организмом за право жить и полноценно наслаждаться прелестью окружающего мира.

Об особенностях развития ребенка с ОВЗ смотрите в следующей видеолекции:

Автор статьи:
Анна

Оценка статьи

-
0
+
Рекомендуем другие статьи по теме
Льготы и пособия для инвалидов первой группы: список и особенности оформления Что такое собес. Его цели и функции Правила предоставления льгот на проезд в электричках Очередь на санаторно-курортное лечение для инвалидов 1, 2 и 3 группы в 2023 году Какие лекарства предоставляются инвалидам бесплатно от государства в 2023 году Перечень льгот для инвалидов с детства разных групп Порядок предоставления государственной помощи детям-инвалидам Особенности трудоустройства граждан с инвалидностью второй группы
Комментарии
Кристина

Здравствуйте! Мне 18 лет. Зовут меня Кристина. Я из Самары. Скажите, пожалуйста, какие меры можно предпринять и куда обратиться, чтобы защита человека с ограниченными возможностями физического здоровья была на его стороне и предприняли какие – либо меры в пьяных и постоянных скандалах деда при присутствии больного рёбенка и участие его в скандалах..? Мне очень нужно помощь, это больше невозможно так жить! С уважением, Кристина.

На вопрос отвечает юрист сайта

Евгений

Здравствуйте Кристина, обращайтесь в правоохранительные органы, участковому подайте письменное заявление и потребуйте чтобы он принимал меры.
Соберите медицинские документы на ребенка и обратитесь в орган местного самоуправления с той целью чтобы вам было предоставлено отдельное жилое помещение.

Остались вопросы?
Звоните, это бесплатно:
Москва и обл.
Санкт-Петербург
евгения

добрый вечер! в ноября 2017 года. мой ребенок после прохождения краевой пмпк признан ребенком овз.( слабовидящий ребенок с зпр). учимся с обычной школе(т.к нет мест в коррекционной) . положены ли нам какие то льготы? кто в таких случаях может оказывать помощь в обучении и лечении ребенка? кроме родителей конечно! город пермь. спасибо.

Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных