Получение образования детьми-инвалидами в России
Наиболее приоритетная цель социальной политики – модернизировать образование, а именно, повысить доступность и качество для любой категории граждан.
Неблагоприятные факторы современного мира отрицательно сказываются на психическом и соматическом развитии детей. Значительно возросло число малышей, у которых расстроен аутистический спектр, соответственно, в обществе повысился интерес к инклюзивному образованию.
Зачастую родители не желают оформлять свое чадо в закрытые интернаты, а берут воспитание в собственные руки и стараются попасть в обыкновенные образовательные учреждения.
Законодательный аспект вопроса
В соответствии со ст. 79 Федерального закона № 273, принятого в конце 2012 г., в основе обучения и воспитания ребенка, ограниченного в здоровье, должна лежать адаптированная образовательная программа, а также индивидуальный путь реабилитации инвалида.
Информацию о способах и видах социальной защиты инвалидов можно почерпнуть из Федерального закона № 181, датированного 1995 г.
Условия предоставления качественного обучения
В каждом регионе России наверняка найдется специализированное дошкольное учреждение, ведь общее количество таких детских садов – почти 4000 штук.
Среди особенностей подобного заведения для малышей можно выделить:
- Предоставление знаний осуществляется в соответствии с возможностями умственного и физического характера обучаемого. Персонал должен не научить, а вложить в малыша умения и навыки самообслуживания.
- Воспитание, образование и развитие базируются на специальной программе.
- Число учащихся в 1 группе не должно превышать 15 человек. В некоторых детских садах допустимое количество деток ограничено 2-3 чел.
- Продолжительность пребывания зависит от многих факторов. Это может быть как 3 часа в день, так и круглые сутки.
- В штатном расписании подобного дошкольного учреждения обычно имеется логопед, массажист, тренер по физической культуре, музыкальный руководитель, социальный педагог, дефектолог, психолог и т.д.
- Психологическая поддержка (разъяснительные беседы) зачастую оказывается не только малышам, но и их родителям.
- В специализированном детском саду должно быть организована комфортная обстановка. В данном случае речь идет о пандусах, расширенных дверных проемах, коридорах, оснащенных поручнями для инвалидов-колясочников. Детки, проблема со здоровьем которых связана со зрением, нуждаются в специально уложенном паркете (контрастные полосы).
- Также нельзя обойтись без залов для занятий физической культурой, массажных кабинетов, музыкальных комнат и других помещений, необходимых для работы специалистов.
Полностью обустроенные дошкольные учреждения можно посчитать на пальцах. Родители, планирующие устроить малыша в подобный детский сад, должны быть знакомы с главными особенностями проведения занятий:
- наличие собственного практичного и легко передвигаемого места у каждого ученика;
- набор карандашей, фломастеров и красок, клей, клеенку, ножницы с закругленными краями, цветную бумага и обыкновенную, пластилин, дощечку для лепки, емкость для воды и комплект кисточек предоставляют всем без исключения;
- обучение производится при помощи демонстрационных досок, развивающих игр и т.д.
В большинстве случаев ребенок-инвалид растет застенчивым, замкнутым, с заниженной самооценкой и проблематично вписывается в социум. Основными задачами воспитателей является обучение взаимоуважению, развитие кругозора и поднятие самооценки. Достичь этого можно посредством разнообразных мероприятий, учитывающих нарушения здоровья и степень ограниченности малыша.
Многие страны стараются разработать и внедрить законы, направленные на усовершенствование образовательного процесса инвалидов. При этом прорабатывают: доступность, интеграцию, инклюзию (включение), мейнстриминг, при котором ребенок-инвалид посещает общеобразовательную школу с целью принять участие в праздничном мероприятии или в какой-либо досуговой программе. Таким образом улучшается образование и расширяются социальные контакты.
Интеграция предполагает, что ребенок, ограниченный в физическом или психологическом плане, может быть учащимся обычной школы, но не обязан находиться в том же классе, что и остальные дети.
Инклюзия – это перепланировка и реформирование помещения для того, чтобы удовлетворялись потребности, требования и нужды всех детей. Школа должна дать не только необходимый уровень образования, но и обеспечить полноценную социальную жизнь, активное общение и взаимную поддержку среди сверстников.
Приказ Министерства образования и науки РФ № 2895, изданный в 2011 г. гласит, что в основе приема инвалида в ВУЗ могут лежать как результаты ЕГЭ, так и вступительные экзамены.
Обычно на официальном сайте любого института (университета) можно узнать информацию о приемной комиссии и о том, как будут проходить вступительные испытания в отношении детей с ограниченными возможностями.
При этом ребенок должен предоставить оригинал или заверенную копию бумаги, свидетельствующей о группе инвалидности.
Варианты организации процесса
Развитие современного образования состоит в том, чтобы полноценно включить ребенка, уровень здоровья которого ограничен, в образовательную систему и успешно провести социализацию.
Как раскрыть способность и талант каждого ребенка-инвалида? Многим из них не доступно получение образования в обыкновенной школе в силу различных причин.
В Федеральном Законе «Об образовании в РФ», в соответствии с рядом основополагающих международных документов, закреплены равные права на получение той или иной профессии для детей, ограниченных физиологически или психологически.
Национальный проект «Образование» с 2009 г. развивает абсолютно новую ветвь – дистанционное обучение ребенка-инвалида, которому требуются домашние условия.
Внедрение подобной формы получения знаний для малышей со значительными отклонениями не требует особого объяснения, ведь можно сказать, что это является единственным способом возврата полноценного существования, развития творческого потенциала и самореализации в сложной социальной обстановке.
Инклюзия – это совокупность процессов, трансформирующих обыкновенное образование, так как каждый гражданин должен понимать, что инвалид может (и должен) быть вовлечен в социальную среду.
Организация совместного обучения полноценных и ограниченных в здоровье детей предполагает:
- наличие врача в образовательном учреждении;
- организацию специальных курсов для педагогического состава, участвующего в обучении детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
Успешная реализация модели инклюзивного обучения предполагает создание толерантной и доброжелательной атмосферы в школе. Для этого учитель прилагает максимальные усилия: проводит беседы профилактического характера, разговаривает с родителями для того, чтобы они обсудили доведенную информацию в домашней обстановке.
Перечень льгот и компенсаций
Ребенок-инвалид имеет право пользоваться следующими льготами:
- комплексная реабилитация в дошкольном учреждении, направленная на скорейшую адаптацию ребенка в новом пространстве;
- внеочередное зачисление в детский сад;
- безвозмездное пользование услугами учреждения;
- ребенок-инвалид, достигший школьного возраста, может осваивать образовательную программу дома в соответствии с индивидуальным графиком;
- после окончания школы можно воспользоваться единожды предоставляемым правом зачисления в ряды студентов высшего учебного заведения на льготных основаниях.
Существующие проблемы в России
Наиболее важная проблема современного государства состоит в обеспечении доступности образования отдельным социальным группам, находящимся в невыгодных условиях, например, детям-инвалидам. Раньше им не так часто уделялось должное внимание, а сейчас идет активная борьба с ограничениями социального характера.
Чтобы устранить дискриминацию и восстановить равенство возможностей, государства-участники подписали в конце 2006 г. Конвенцию, в которой подробно изложены права ограниченных в здоровье групп населения на получение инклюзивного образования на любом уровне.
Реализовать это право можно только при соблюдении следующих условий:
- инвалидность не мешает ребенку получать обязательное начальное или среднее образование;
- гражданину, ограниченному в здоровье, должно быть доступно инклюзивное, качественное, бесплатное начальное и среднее образование в соответствии с местом постоянного проживания;
- у инвалида есть возможность получить высшее профессиональное образование, учебу для взрослого человека, а также обучиться в течение жизни наравне с другими членами социума, без какой-либо дискриминации.
Инклюзивное (совместное) образование является настолько важным для современного мира. Неприятно удивляет тот факт, что трудность организации всего процесса состоит не только в устранении барьеров окружающей среды, но и в сглаживании социальных препятствий, таких как стереотипы, предрассудки, а также не готовность или отказ учителя, родителей или самого школьника от рассматриваемой формы образования.
О процессе дистанционного обучения детей с ОВЗ смотрите в следующем видеосюжете: