Законодательная база

Регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов нормами Федерального Закона

ФЗ 75 о негосударственных пенсионных фондахСоциальное обеспечение пожилых людей – обязанность государства.

Именно для этого существует Пенсионный фонд России, в который поступают отчисления от всех работающих граждан, дабы в будущем получать от государства денежные выплаты и коротать безбедную старость.

Вот только в большинстве случаев пенсии не хватает даже на покрытие расходов первой необходимости, таких как еда, коммунальные услуги, лекарства.

Именно для решения этой проблемы созданы негосударственные пенсионные фонды. Впервые они возникли после выхода Указа Президента в 1992 году. В 1998 был выпущен одноименный Федеральный закон под номером 75.

Существует ещё много законов и подзаконных актов, регулирующих механизм работы НФП. Про это мы сейчас и расскажем.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Законодательное регулирование вопроса

Скачать актуальные редакции Федеральных законов №75, 410, 111, 167, 286, регулирующих деятельность НПФ, основные положения которых рассмотрены в нашей статье.

Героем нашего обсуждения станет именно 75 № ФЗ. Его мы подробно обсудим в следующих разделах. Сейчас же рассмотрим поправки к нему и остальное законодательство, раскрывающее вопрос.

Этот Федеральный закон №410 вносит ряд поправок в ФЗ 75, а именно:

  • Законы РФ, регулирующие деятельность НПФДо 2020 года собственные средства фонда должны быть не меньше 200 млн. руб., а уставной капитал не меньше 150 млн. руб.
  • К 2016 фонды должны быть акционированы, а до тех пор накопления перечисляются в ПФР.
  • Контроль и надзор за деятельностью в основном осуществляется ЦБ РФ.
  • Теперь появилась возможность получать пенсию раньше общего срока.
  • Строго закреплён новый порядок вступления в НПФ. Теперь это можно сделать только через ПФР.
  • Закреплены действующие механизмы обеспечения сохранности денег.
  • Правила преобразования НПФ, его упразднения ужесточены.

ФЗ № 111 от 24.07.2002 года регулирует процесс образования средств пенсионных накоплений, их вложения для извлечения прибыли (инвестирования), регламентирует правовой статус участников этого процесса, участие государства в осуществлении контроля за его функционированием.

Очередная крупная поправка в ФЗ № 75 содержится в ФЗ № 167 от 29 июня 2015 года. Внесены изменения в порядок реорганизации, прекращения деятельности фонда, изменён качественный состав управленческого аппарата, расширены правомочия Центрального Банка по наложению санкционных мер, в том числе лишение лицензии.

Мы представили вам минимум первой необходимости, без которого разобраться в теме будет тяжело. В других разделах мы также будем встречаться с законами и подзаконными актами, регулирующими деятельность НПФ.

Федеральный закон №75: его цели и задачи

В рамках главного закона по нашей теме, негосударственный пенсионный фонд – это организация, имеющая две основные цели: негосударственное обеспечение пенсией и обязательное пенсионное страхование.

В первом случае вы добровольно по выбранной вами схеме начисляете определённую сумму денег, которая составляет часть от оплаты вашего труда. В свою очередь выбранная организация инвестирует полученные средства по своему усмотрению, тем самым преумножая ваши вложения. Речь идет только о накопительной части пенсии.

Во втором случае мы говорим о системе, созданной и поддерживаемой государством, по которой пенсионеры и лица, получившие инвалидность, имеют право на выплаты. Это часть пенсии называется страховой.

К целям нужно двигаться постепенно и обдуманно. Поэтому НПФ для их достижения нужно выполнить ряд задач:

  1. Основные положения ФЗ 75 о негосударственных пенсионных фондахРазработка своих внутренних правил, тарифов и программ.
  2. Заключение договоров для выполнения основных целей и задач.
  3. Аккумулирование пенсионных накоплений на подконтрольных счетах.
  4. Ведение счетов накопительной части трудовой пенсии по ФЗ № 27.
  5. Ведение счетов профессиональных пенсионных систем.
  6. Информирование вкладчиков о состоянии их счетов.
  7. Ведение своей деятельности открыто, осуществление отчетов через СМИ и осуществление рекламных мероприятий.
  8. Решает, каким образом и куда инвестировать деньги.
  9. Создаёт пенсионные резервы (в ЦБ на случай банкротства).
  10. Заключает договоры со вспомогательными участниками негосударственного обеспечения пенсией, такими как управляющие компании (далее – УК).
  11. Формирует имущество, выступающее гарантом стабильности и выполнения обязательств по договорам и по уставу.
  12. Контролирует деятельность УК в области их инвестиционной деятельности и распределяет прибыль между счетами застрахованных лиц.
  13. Ведёт учёт налогов, бухгалтерскую документацию.
  14. Производит выплаты негосударственных, накопительной и профессиональных пенсий участникам.

Критерии надежности НПФ по Федеральным законамРазберем критерии надёжности НПФ:

  • Общая сумма пенсионных резервов.
  • Репутация фонда и его учредителей.
  • Время, которое НПФ работает на рынке.
  • Стоимость отображённого в уставе имущества для обеспечения рисков.
  • Распределяет ли средства между различными вложениями для снижения рисков.
  • Участие в профессиональных объединениях.

Регулирование деятельности фондов

В соответствии с главой 10 ФЗ № 75, контрольно-надзорная функция за НПФ возложена на два субъекта: Центральный банк и Министерство труда и социальной защиты РФ.

У ЦБ очень широкий спектр полномочий, а именно:

  • Регулирование деятельности НПФ по законам РФразрабатывать законодательство, в котором прописаны правила страхования, сроков и условий деятельности, форм документов (заявлений, договоров);
  • выдаёт лицензии на осуществление данного вида деятельности;
  • создает реестр фондов и следит за правильным его ведением;
  • регистрирует уставы с правилами;
  • информирует население и ПФР в течение 10 дней о фактах аннулирования лицензии или приостановления деятельности;
  • предписывает устранять нарушения, обнаруженные в процессе проверки;
  • контролирует отчетность фондов, осуществляет мониторинг производимых финансовых операций;
  • рассматривает и утверждает программы аттестации граждан-специалистов в пенсионном деле, определяет процесс аккредитации фондов;
  • принимает и анализирует заявления граждан, формирует на их основе свою законотворческую политику и т.д.

Также Банк имеет право:

  • делать проверки по плану, но не чаще, чем 1 раз в год;
  • проверять деятельность вне плана, если на то есть веские основания;
  • обращаться в органы, имеющие законное право на занятие оперативно-розыскной деятельностью, с просьбой провести оперативно-розыскные мероприятия.

Если всё-таки выявлены нарушения, то ЦБ может:

  • отправить указание об устранении таковых;
  • запретить проводить все или часть операций;
  • отнять лицензию и посадить временных управляющих.

Гарантии для вкладчиков

Гарантии вкладчиков негосударственных пенсионных фондовВсякая инвестиционная деятельность связана с рисками. Но дело в том, что пенсионное страхование – слишком важный вопрос, который ни в коем случае нельзя отдавать на волю случаю. Поэтому в главе 5 ФЗ № 75 предусмотрены гарантии нормального функционирования НПФ.

По статье 20 каждый фонд обязан формировать страховой резерв. Он нужен для уверенности в том, что обязательства перед вкладчиками будут выполнены. Процедура его создания и размеры указаны в Приказе Федеральной службы по финансам и рынкам от 18.03.2008 N 08-11/пз-н.

Ежегодно деятельность фонда должна проходить актуарную оценку, то есть анализ и количественная характеристика рисков по финансовым обязательствам. Проводится она по требованиям ФЗ № 293 «Об актуарной деятельности в РФ». В заключении должны содержаться результаты оценивания обязательств фонда, сумма всех материальных средств, оценка деятельности по исполнению обязательств и т.д.

Ежегодно на фонде лежит обязанность провести аудит, то есть проверку отчетности организации. По результатам делаются выводы о её достоверности, о реальном положении фонда и дальнейшем его функционировании. Для подробностей обращайтесь к ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности».

Наконец, для большей надёжность и дополнительной перестраховки, есть возможность создавать объединенные гарантийные фонды. Также НПФ может вступить в общество взаимного страхования на основе одноименного ФЗ № 286.

Размещение и инвестирование средств в НПФ

В данном разделе разговор пойдёт о главе 6 основного закона.

В статье 24 перечислены принципы размещения и инвестирования:

  • Инвестирование средств в НПФсохранность средств;
  • получение дохода, просчёт рисков;
  • создание инвестиционной программы на основе мониторинга экономической ситуации;
  • открытость финансовых операций;
  • информирование вкладчиков обо всех результатах деятельности;
  • профессиональное управление вложенными средствами.

Вкладывать средства можно в ценные бумаги, как российского происхождения, так и выпущенные за границей, но с некоторыми ограничениями. Особо приветствуются вложения в государственные ценные бумаги.

Работать с накопленными средствами для их преумножения может как сам фонд, так и иные субъекты, например управляющие компании. Ей деньги передаются в доверительное управление, что не влечёт перехода права собственности.

На пополнение средств пенсионных резервов и накоплений должно направляться не менее 85 % от прибыли. Из этой суммы заранее убираем вознаграждение управляющим и спец депозитарию, ради которых вся эта система и работает.

О деятельности негосударственных пенсионных фондов рассказано в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-66-43 (Москва)

+7 (812) 309-71-83 (Санкт-Петербург)

8 (800) 333-45-16 доб. 193 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Задать вопрос