Порядок оформления наследства у нотариуса после смерти наследодателя

Оформление наследства у нотариуса после смерти родственникаПосле смерти близкого родственника, помимо боли утраты возникает необходимость в оформлении прав на его имущество.

Известно, что для этого необходимо обратиться к нотариусу.

Какие правила оформления существуют? Какой алгоритм оформления прав? За что необходимо платить? Есть ли какие-либо льготы и так далее.

Рассмотрим все интересующие вопросы подробней.

Законодательное регулирование вопроса

Все вопросы, касающиеся оформления наследства у нотариуса, регулируются:

  • статьями 1142, 1148 Гражданского Кодекса РФ. Законом определяется полный перечень лиц, которые имеют право претендовать на получение наследства;
  • статьей 1149 Гражданского Кодекса РФ, который предусматривает очередность граждан при получении имущества умершего;
  • статьей 217 Налогового Кодекса РФ о необходимости в уплате государственной пошлины за получения права наследования;
  • статьями 333.35 и 333.38 Налогового Кодекса РФ, предусматривающие возможность получения льгот при оформлении наследства у нотариуса.

Указанный перечень не окончательный, но содержит ключевые нюансы, о которых необходимо знать перед визитом в нотариальную контору.

Общие правила процедуры

Согласно общепринятым правилам, алгоритм вступления в наследство после смерти умершего родственника следующий:

  1. Правила оформления наследства у нотариусаФормирование наследственного дела по последнему адресу проживания наследодателя либо же месторасположению его недвижимости.
  2. Сбор и подача всех необходимых нотариально заверенных документов в нотариальную контору о факте унаследования движимого и недвижимого имущества наследодателя.
  3. Вычисление наследственной массы, в том числе и осуществление проверки регистрации всего имущества умершего.
  4. Оформление и выдача наследникам свидетельства о праве унаследования имущества.
  5. Проведение регистрации права собственности в Государственном реестре прав на объекты недвижимости (если речь идет о недвижимости, в противном случае ГИБДД и так далее).

Стоит отметить, что вступить в наследство можно по истечении 6-месячного периода с момента смерти.

Ориентировочные общие стоимости услуг

В процессе оформления права наследства у нотариуса после смерти наследодателя, основными финансовыми затратами принято считать:

  • оплата нотариальных услуг;
  • государственная пошлина.

На сегодня средняя сумма оплаты равняется порядка 4 тысяч рублей.

Что касается государственной пошлины, то ее размер исчисляется 0,3% от суммарной стоимости наследуемого имущества (максимальная сумма составляет 100 тысяч рублей).

Стоимость услуг нотариуса при оформлении наследстваТакая расценка действует исключительно для наследников первой очереди:

  • муж либо жена;
  • дети, в том числе ими усыновленные;
  • родители;
  • либо же родные братья и сестры.

Остальным родственникам необходимо будет оплачивать госпошлину в размере 0,6%  от суммарной стоимости наследуемого имущества. При этом максимальная сумма не может превышать 1 миллиона рублей.

Кроме того, за оформление и сам факт подачи заявления по факту вступления в наследство требуется оплатить порядка 100 рублей. Такая же цена установлена и за удостоверение завещания.

Если же будет оформляться отказ одного из наследников, плата за услугу составляет 500 рублей.

Оформление дубликата документа об отказе обходится примерно в 100 рублей.

Что касается себестоимости оценки имущества, то она напрямую зависит его вида. Цена начинает свой отсчет с 2 тысяч рублей.

Порядок действий

Написание заявления

Скачать образец заявления на получение Свидетельства о праве на наследование имущества умершего родственника.

Изначально необходимо помнить о том, что заявление может быть подано:

  • путем личного обращения;
  • с помощью доверенного лица;
  • почтовой пересылкой.

Если речь идет о доверенном лице в обязательном порядке необходимо оформить доверенность.

Законодательством РФ не предусмотрено определенной формы заявления, однако в нем должны содержаться такие сведения, как:

  • Документы для оформления наследства у нотариусанаименование нотариальной конторы;
  • полные ФИО, сведения о месте проживания и прочая информация о заявителе;
  • если заявление подается доверенным лицом – его данные и контакты для связи;
  • наименование документа;
  • общие сведения, которые указывают на наличие прав наследования: когда наступила смерть наследодателя, степень родства;
  • желание о вступлении в наследство;
  • дата составления и подпись заявителя либо доверенного лица.

Сбор документов

Прежде чем обратиться к нотариусу, необходимо будет подготовить основной перечень документации, а именно:

  • копию и подлинник паспорта;
  • ИНН;
  • подлинник свидетельства о смерти наследодателя (подается подлинник и копия);
  • любые документы, способные подтвердить степень родства с умершим лицом;
  • документ, подтверждающий регистрацию по адресу проживания наследодателя и сведения о гражданах, которые проживали с ним до смерти на одной жилплощади (были там же прописаны);
  • подлинник завещания – при его наличии.

Данный перечень документов является основным. В каждой отдельно взятой ситуации список может быть существенно расширен.

К примеру:

  • если есть машина – необходимо предоставить право собственности на нее и произвести ее оценку;
  • если речь идет о недвижимости – справку из БТИ, план жилого помещения и так далее.

При обращении к нотариусу он самостоятельно определит дополнительный пакет документов и попросит их предоставить в ближайшее время.

Получение свидетельства

После того, как необходимый перечень документов был передан нотариусу, весь процесс вступления в наследство переходит в этап проверки.

На этом этапе осуществляется проверка подлинности всех предоставленных документов, права наследников на получение имущества наследодателя и так далее.

На основании проверенных сведений будет выдано свидетельство о вступлении в наследство. Период выдачи документа составляет 6 месяцев с момента смерти наследодателя.

Если же нотариусу известно об отсутствии иных наследников, срок может быть существенно сокращен.

Некоторые особенности оформления

Квартира

При унаследовании квартиры необходимо помимо основного перечня документов предоставить:

  • Оформление наследства на квартиру после смерти наследодателясоглашение передачи и свидетельство права собственности на квартиру (предоставляется подлинник и копия);
  • подлинник справки ЖСК;
  • документ о наличии прав на наследство;
  • соглашение об отчуждении имущества;
  • соглашение с полной оценкой жилого помещения;
  • документ о праве на жилую площадь.

Помимо этого, необходимо будет подготовить документ, в котором содержится подробное описание технического состояния квартиры, а также выписку из Единого реестра прав.

В каждой конкретной ситуации перечень может быть дополнен на усмотрение нотариуса.

Как видно, при унаследовании квартиры возникает необходимость в проведении ее оценки, без которой получить наследство не получится.

Земельный участок

По причине того, что земля является недвижимым имуществом, согласно законодательству РФ, в частности статьи 131 Гражданского кодекса, соответственно она подлежит государственной регистрации в обязательном порядке.

По этой причине наследникам после получения свидетельства следует обратиться в региональный отдел Росреестра. Допускается возможность обращения в МФЦ по месту проживания.

Для полноценной регистрации своего права собственности на наследуемый земельный участок, при обращении в уполномоченный орган необходимо предоставить соответствующее заявление.

Кроме того, необходимо подготовить такой перечень документации:

  • подлинник паспорта;
  • оригинал свидетельства о праве наследования;
  • документы, подтверждающие право собственности на земельный участок;
  • технические документы. К таковым относятся: кадастровый паспорт, межевой план и так далее.

Согласно действующим законам, в частности статье 333.33 Налогового Кодекса РФ за государственную регистрацию необходимо будет оплатить госпошлину в размере:

  • порядка 350 рублей при наследовании всего земельного участка;
  • около 100 рублей, если речь идет о наследстве только его части.

После того, как весь пакет необходимых документов был принят уполномоченным органом, сотрудники Росреестра либо же МФЦ (в зависимости от того, куда они подавались) должны предоставить расписку.

На протяжении первых 10 календарных дней осуществляется проверка подлинности всех предоставленных документов, а после сведения заносятся в ЕГРП. На основании записи в ЕГРП наследникам предоставляется свидетельство о праве собственности.

Стоит отметить, что сама процедура наследования земельного участка является аналогичной той, которая проходит для иных видов имущества.

Транспортное средство

Для получения в наследство транспортного средства, необходимо подготовить дополнительный пакет документов:

  • Офрмление наследства на автомобиль, земельный участок у нотариусаподлинник ПТС (паспорта на транспортное средство);
  • документ, подтверждающий регистрацию ТС;
  • сведения о рыночной стоимости ТС.

Для получения документа о рыночной себестоимости ТС необходимо произвести его оценку. Услуги оценщика обойдутся минимум в 2 тысячи рублей.

Как видно, для каждого конкретного случая необходимо подготовить свой дополнительный пакет документов, поэтому необходимо учитывать этот нюанс при оформлении наследства.

Льготы

Согласно статье 333.35 и 333.38 НК РФ в процессе оформления наследства у нотариуса можно рассчитывать на льготы при уплате государственной пошлины.

Стоит обращать внимание на тот факт, что льгота не распространяется на услуги правого либо же технического характера (для них льгот вообще не предусмотрено).

Претендовать на получение льгот при оплате госпошлины имеют право:

  • наследники сотрудников, которые являются застрахованными за счет средств компании на случай летального исхода по месту официального трудоустройства. Льгота распространяется на оплату госпошлины за выдачу свидетельства о наличии прав наследования;
  • наследник, чьи наследодатели являлись при жизни сотрудниками правоохранительных органов, военнослужащими внутренних войск, местного органа самоуправления. Льгота распространяется на оплату госпошлины за выдачу свидетельства о наличии прав наследования;
  • граждане, чьи наследодатели погибли при исполнении своих должностных обязанностей – также льгота распространяется на оплату госпошлины за выдачу свидетельства о праве наследования;
  • недееспособные граждане с 1 либо 2 группой инвалидности;
  • граждане, имеющие статус участников либо же инвалидов ВОВ.

Для остальных граждан льготы при оформлении наследства у нотариуса не предусмотрены.

О процедуре оформления наследования прав на имущество умершего родственника смотрите в следующем видеосюжете:

Автор статьи:
Анна

Оценка статьи

-
0
+
Рекомендуем другие статьи по теме
Общие положения Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” Федеральный закон о пенсионном обеспечении военнослужащих Нужно ли заемщику страховать свою жизнь для получения кредита в банке? Новые поправки Путина в пенсионную реформу с 2019 года Порядок и правила восстановления свидетельства о рождении Основные положения ФЗ 167 Об обязательном пенсионном страховании Особенности определения понятия предпенсионного возраста по новому закону Способы оплаты штрафов ГИБДД со скидкой
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных