«Прямые выплаты» пособий из средств ФСС (пилотный проект фонда)
В последние 7 лет в области социального страхования проводится реформирование, касающееся сбора страховых сборов и начисления компенсаций застрахованным гражданам. Теперь во многих субъектах РФ действует пилотный проект, с помощью которого компенсацию можно получить напрямую из ФСС.
Что такое пилотный проект ФСС?
Пилотный проект Фонда социального страхования представляет собой новую систему оформления и начисления материальной помощи от государства напрямую через фонд, без участия нанимателя.
Внедрение практики прямых выплат началось в 2011 году. В качестве тестовых территорий были выбраны 33 субъекта РФ. К ним добавили еще 6 регионов с 1 июля 2018 года. Проект будет полностью реализован в 2020 году и охватит всю территорию России.
Сфера действия проекта
Участвовать в реформе обязаны все работодатели, осуществляющие свою деятельность на тестовых территориях. Конкретные регионы указаны в Постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 года № 294 с учетом последних поправок от 30.05.2018 года № 619.
Напрямую из фонда перечисляются следующие субсидии:
- по больничному листу, выданному в связи с временной нетрудоспособностью;
- декретные;
- разовая компенсация беременным, начавшим наблюдаться у врача до 12 недель;
- единовременная материальная помощь по случаю появления новорожденного;
- ежемесячное содержание на ребенка до полутора лет;
- финансовое обеспечение дополнительного отпуска лицам, пострадавшим на производстве.
“География” проекта
Перечень субъектов РФ, в которых введены прямые выплаты из ФСС, пополнялся поэтапно:
- с 1 января 2012 года – Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область;
- с 1 июля 2012 года – Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край;
- с 1 января 2015 года – Республика Крым, г. Севастополь;
- с 1 июля 2015 года – Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области;
- с 1 июля 2016 года – Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области;
- с 1 июля 2017 года – Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Алтайский и Приморский края, Амурская, Вологодская, Магаданская, Омская, Орловская, Томская области и Еврейская автономная область;
- с 1 июля 2018 года – Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Тыва, Костромская и Курская области.
Как воспользоваться услугами пилотного проекта онлайн
Воспользоваться услугами пилотного проекта онлайн можно на Интернет-ресурсе ФСС или через портал Госуслуги. На сайте фонда содержатся подробные справочные сведения для каждого регионального отделения.
Так, в Ростовской и Самарской областях новая система начала работать с 1 июля 2015 года. Липецкая область добавлена в перечень экспериментальных территорий с 1 июля 2016 года.
Между организациями и фондом налажено взаимодействие через интернет. Для обмена сведениями применяется специальная программа с защитой персональных данных.
Получатели субсидий подают документы через фирмы, в которых оформлены по трудовому договору. Затем бумаги передаются в ФСС. Есть возможность заполнить заявление на денежную помощь в электронном виде с помощью портала Госуслуги.
Москву до настоящего времени в пилотный проект не включили. Предположительно это произойдет с 1 января 2020 года. Обязательные взносы в столице вменяются в обязанность работодателей и перечисляются по старой схеме. То есть наниматель из своих средств оплачивает больничный лист, а фонд делает взаимозачет за счет выставленных к перечислению страховых платежей.
Принцип прямых выплат
По новым правилам документы на субсидию проходят следующие этапы:
- работник предоставляет нанимателю заявление на компенсацию с приложением пакета бумаг;
- сотрудники кадровой службы и бухгалтерии проверяют поступившую документацию, заполняют свои разделы, составляют опись или электронный реестр сведений и отправляют их в территориальный орган ФСС;
- фонд проверяет документацию, рассчитывает величину пособия и начисляет деньги получателям.
После того как от претендента на выплату поступили документы, наниматель вписывает сведения в соответствующие разделы больничного листа и заявления. Если в компании трудится менее 25 человек, то составляется опись. В случае, когда трудящихся больше, формируется электронный реестр сведений.
Преимущества и “подводные” камни
Пилотный проект предполагает, что компания, в которой трудится получатель субсидий, исключена из денежных операций по перечислению взносов.
Такая схема имеет свои плюсы:
- для нанимателей упростились правила заполнения обязательных форм;
- пособия начисляются получателям в оговоренный законом период без просрочек;
- деньги начисляются независимо от материального положения компании;
- фонд контролирует правильность расчета суммы пособий;
- подделывать больничные листы стало гораздо сложнее.
Вместе с тем расходы ФСС увеличились, поскольку не все компании перечисляют страховые взносы вовремя. Поэтому приходится взыскивать их в принудительном порядке. Раньше этот вопрос решался путем уменьшения подлежащих уплате взносов на суммы выплаченной компенсации.
Также есть сложности во взаимодействии между региональными отделениями ФСС, когда в одном субъекте РФ практикуются прямые выплаты, а в другом нет. Если получатель компенсации меняет территорию проживания, требуется переслать сведения о нем по месту регистрации. Этот вопрос требует доработки.
Порядок оформления пособий и прочих выплат с помощью портала ФСС
Предусмотрена возможность оформить пособие через сайт ФСС. На стартовой странице содержится специальный раздел «Личный кабинет». Им могут воспользоваться, страхователи, застрахованные лица и сотрудники МСЭ.
Лечебное учреждение заполняет больничный лист в электронном виде. В форму вносится информация, которая указана в бумажном варианте. После регистрации документа специалист компании заполняет свои разделы через специальный опционный сервис. Далее формируется специальный реестр и отправляется в фонд.
Получатели субсидии после нажатия кнопки перенаправляются на портал Госуслуги. Поэтому нужно иметь аккаунт на данном ресурсе. Далее вводится номер СНИЛС и пароль, и действия гражданина подтверждаются. Лицо снова возвращается на сайт фонда, где открывается личный кабинет.
Застрахованное лицо может отследить все субсидии и денежные операции через личный кабинет на сайте ФСС, воспользоваться калькулятором, сделать запрос. Однако, по собственной инициативе подать бумаги он не сможет. Такое вариант допускается в некоторых регионах в случае, когда гражданин пользуется порталом Госуслуги.
Какие документы составляются и как их можно подать?
Подать документацию на конкретный вид выплаты разрешается в течение полугода:
- с момента выздоровления или официально признания инвалидом – для субсидии, возмещающей утраченный доход в период временной нетрудоспособностью;
- с даты завершения декрета – компенсация по больничному листу в связи с материнством;
- с даты появления новорожденного – разовая помощь после родов;
- с момента, когда малышу исполнится полтора года – для содержания по уходу.
Работник приносит документы нанимателю. Сотрудники кадрового отдела и бухгалтерии обрабатывают их и в течение 5 дней направляют в фонд. Специалисты ФСС в свою очередь начисляют деньги до окончания 10 дней.
Для каждого типа пособия утвержден свой перечень бумаг. Во всех случаях пишется заявление по специальной форме.
Пакет документов на выплату в связи с временной нетрудоспособностью:
- больничный лист;
- копия удостоверения личности.
Для получения декретных предоставляется:
- больничный в связи с материнством;
- справка от врача лечебного учреждения с фиксацией факта начала наблюдения до наступления 12-той недели беременности;
- копия паспорта.
Разовое пособие по случаю появления новорожденного начисляется после подачи:
- справки ЗАГСа;
- свидетельство о рождении;
- информации с места трудоустройства второго супруга о том, что компенсация ему не начислялась;
- решения органов опеки, если новорожденный усыновлен.
Ежемесячное содержание до полутора лет назначается на основе:
- копии приказа об отпуске по уходу за малышом;
- документов о рождении ребенка и предыдущих детей;
- бумаг о взятии несовершеннолетнего под опеку;
- информации от нанимателя второго родителя о том, что ему содержание не назначалось;
- копия паспорта.
Сроки действия программы
Пилотный проект начал реализовываться в 2011 году. На прямые выплаты поэтапно перешли 33 субъекта РФ. Предполагалось, что география расширится еще на 26 регионов. Фактически же, в 2018 году добавилось всего 6.
Таким образом, пилотный проект значительно упростил оформление выплат, положенных при наступлении страховых случаев. Новая схема защищает получателей от недобросовестных действий со стороны работодателей. В случае финансовой нестабильности компании застрахованное лицо не лишиться компенсации.
О новостях и планах внедрения пилотного проекта «прямых выплат» рассказано ниже.