Оформление и получение удостоверения многодетной семьи
Многодетная семья – особая категория, оказывающая существенное воздействие в улучшении показателей демографической ситуации в стране.
С целью оформления многочисленных государственных привилегий и льгот, нужно получить подтверждающее статус удостоверение.
Законодательные акты
Вопросы, которые напрямую связаны с присвоением статуса многодетной семьи и удостоверения в частности, регулируются следующими законодательными актами:
- Семейным Кодексом РФ в области разъяснения того, что скрывается под многодетной семьей, и до какого именно возраста ребенка он входит в состав семьи для присвоения статуса;
- региональным законодательством, которое устанавливает перечень семей, имеющих право на присвоение статуса многодетной семьи согласно числу детей, которых воспитывают родители.
Необходимо помнить, что факт рождения третьего и следующего по счету ребенка в конкретной семье не может повлечь за собой автоматическое присвоение статуса многодетной семьи – требуется личное обращение в уполномоченный государственный орган с полным пакетом документов и составленным заявлением.
Получить статус многодетной семьи можно при условии соблюдения установленных требований.
Условия получения
Согласно законодательству РФ, для получения статуса многодетной семьи нужно обязательно отвечать некоторым установленным требованиям:
- Правом на получение статуса “многодетной” обладает мать и отец семейства, брак между которыми официально зарегистрирован (родитель, который занимается воспитанием детей после официального развода, также может рассчитывать на присвоение статуса).
- Вне зависимости от того, один из родителей занимается воспитанием детей либо речь идет о полноценной семье, требуется наличие постоянной регистрации на территории того региона, в котором последовало обращение на получение удостоверения.
- Заявители должны проживать вместе с детьми, что подтверждается справкой о совместном проживании – регионы вправе корректировать данное требование.
- Дети в обязательном порядке должны быть несовершеннолетними (в возрасте до 18 лет). В учет берутся дети в возрасте до 23 лет при условии обучения на дневной форме в учебных заведениях. Некоторые регионы устанавливают возраст 16 и 20 лет соответственно.
- В случае смены региона проживания семье аннулируется звание, из-за чего возникает необходимость повторного обращения в социальную защиту населения по месту нынешнего проживания.
Согласно нормам российского законодательства, получить звание можно при условии воспитания трех и больше несовершеннолетних детей. В зависимости от региона проживания минимальное число детей может быть 4 либо 5.
Также установлены некоторые категории, которые относятся к несовершеннолетним членам семьи и могут быть взяты во внимание во время присвоения звания:
- биологические дети;
- усыновленные – требуется документальное подтверждение;
- пребывающие под опекой – нужно подтверждать документально.
В период рассмотрения заявки о присвоении звания во внимание не берутся:
- дети, по отношению к которым родители были лишены или ограничены в правах по решению органов опеки и попечительства;
- дети, которые переданы в специальные учреждения и сейчас находятся на полном государственном обеспечении, к примеру, в интернат (исключением является ребенок, обладающий одной из групп инвалидности, из-за чего требуется помещение в спецучреждение для прохождения курса реабилитации);
- малыши, которые были переданы под опеку третьим лицам из-за отсутствия желания родителями заниматься их воспитанием и содержанием;
- дети, которые по разным причинам были помещены в специализированные воспитательные колонии согласно принятому судебным органом решению.
Не учитываются дети, которые не достигли совершеннолетнего возраста, но при этом признаны судебным органом эмансипированными или же зарегистрировавшие официальный брак.
Как и где получить статус многодетный отец и многодетная мать
Во время оформления удостоверения у заявителей имеется несколько вариантов действий:
- один из родителей лично либо через уполномоченного представителя обращается в местное отделение социальной защиты населения (наименование уполномоченного органа может отличаться в зависимости от региона проживания) – по месту проживания (если супруги не живут вместе, документы подаются родителем, с которым находятся дети);
- обратиться в ближайшее отделение МФЦ (Служба единого окна).
Некоторые регионы предусматривают возможность подачи документов через интернет с помощью портала Госуслуги. Заявка формируется при условии наличия идентифицированного личного кабинета.
Порядок формирования заявки через официальный сайт Госуслуги заключается в следующем:
- Нужно перейти в идентифицированный личный кабинет.
- Выбрать из каталога услуг необходимую.
- Заполнить форму заявки в режиме онлайн.
- Нажать на “Получить услугу”.
После этого на указанный адрес электронной почты придет уведомление о передаче запроса на рассмотрение в уполномоченный государственный орган – при условии верного его составления (система автоматически проверяет запрос на предмет наличия ошибок).
Срок рассмотрения заявки не зависит от варианта обращения.
Госпошлина и сроки
Собранный пакет документов передается в уполномоченный орган по месту проживания в любое время после возникновения обстоятельств.
В случае подачи всех бумаг и правильно составленного заявления решение о выдаче удостоверения и присвоения статуса принимается в течение последующих 15 дней.
При получении отказа уполномоченный орган должен предоставить подробные разъяснения.
За оформление удостоверения госпошлина не уплачивается.
Сопутствующие документы
Основанием для выдачи удостоверения является наличие полного пакета документов и правильно составленное заявление.
Во время формирования заявки, в ней нужно указывать следующие сведения:
- полное наименование государственного органа, в который обращаются заявители;
- относительно заявителя, которым является один из родителей либо опекунов;
- о числе несовершеннолетних детей (если в многодетной семье есть те, кто обучается на дневной форме, следует предоставить данные о них, а также информацию об учебном заведении (дополнительно указывается основа обучения – на бюджете либо платно));
- о составе семьи (в учет берутся несовершеннолетние дети, которые совместно живут с заявителем, к примеру, из-за наличия у них серьезного заболевания, что повлекло за собой присвоение одной из групп инвалидности);
- в конце ставится дата составления и персональная подпись заявителя.
К составленному заявлению следует в обязательном порядке приложить следующие документы:
- удостоверение личности каждого родителя либо опекуна в формате оригинал + копия всех заполненных страниц (по причине проведения процедуры копирования уполномоченным сотрудником соцслужбы, в заверке отсканированных листов нет необходимости);
- свидетельство о рождении каждого ребенка в возрасте до 14 лет либо удостоверение личности (если ребенку от 14 лет) в формате оригинал + копия;
- справка с места проживания либо выписка из домовой книжки или поквартирной карточки, справка о составе семьи – подается одна из бумаг в зависимости от ситуации;
- если биологические родители либо законные представители ребенка в лице опекунов находятся в зарегистрированном официально браке, требуется подготовить оригинал и копию свидетельства о рождении (при разводе – соответствующий документ);
- фотография заявителя согласно установленному образцу в количестве не менее 2-х штук (формат снимка требуется уточнять в территориальном представительстве социальной защиты населения, поскольку в каждой области установлены свои параметры);
- если же отцовство по отношению к несовершеннолетним детям в многодетной семье было установлено в соответствии с принятым решением судебного органа, возникает необходимость дополнительно приложить документальное подтверждение, но при условии, что оно приобрело юридическую значимость (на бумаге должна обязательно быть проставлена соответствующая отметка);
- постановление судебного органа относительно определения дальнейшего места проживания детей (подается исключительно в случае, если родители официально разорвали зарегистрированный брак либо живут по отдельности) или заверенное в нотариальном органе соглашение о месте жительства несовершеннолетних детей.
В случае кончины одного из родителей либо законных представителей или официального признания умершим судебным органом, возникает необходимость дополнительно предоставить свидетельство о смерти в формате оригинал + копия.
Социальная служба оставляет за собой право потребовать предоставления дополнительных бумаг с целью подтверждения подлинности полученной информации.
При получении необоснованного отрицательного решения заявители могут отстаивать персональные интересы путем подачи жалобы:
- руководству региональной службы социальной защиты населения;
- в прокуратуру;
- в судебный орган по месту проживания.
В суд требуется обращаться исключительно при наличии доказательной базы своей правоты, в противном случае последует незамедлительный отказ в рассмотрении.
Льготы многодетным семьям представлены в данном видео.
В случае изменения места жительства многодетной семьи сведения об этом вносятся в удостоверения местными исполнительными и распорядительными органами по новому месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи.