Правила приватизации жилья, полученного по договору социального найма

Приватизация жилья по договору социального наймаПриватизация жилого имущества означает переход государственной или муниципальной собственности в частное пользование. Данная сделка возможна только на первичном жилищном рынке, так как без приватизации ни продать, ни официально сдать в аренду, ни подарить, ни завещать квартиру или дом пользователь не может.

Вообще по закону приватизация должна быть платной, ее стоимость варьируется в зависимости от рыночной стоимости жилья. Однако государство много лет подряд идет навстречу гражданам и продлевает срок бесплатной приватизации.

В этот раз процедуру можно было осуществить без каких-либо существенных затрат до 01 марта 2017 года. Оплата необходима для оформления технической документации на квартиру или дом, это обязательные процедуры во время приватизации жилья. Но все же будущий владелец остается в выигрыше, если сравнивать с выкупом недвижимости по ее реальной цене.

Отмена бесплатной приватизационной базы объясняется осложнением процесса формирования фонда социального жилья. Местные власти не могут составить полноценную структуру социального жилищного фонда, пока не окончена бесплатная приватизация. Полная численность имеющихся у государства квартир и домов пока не вырисовывается. Именно поэтому нуждающиеся в улучшении жилищных условий малоимущие граждане не продвигаются по своей очереди на законные квадратные метры.

За минувшие 25 лет было приватизировано 85% муниципальных объектов жилой собственности. С марта текущего года процедура станет платной, но коснется это опять же не всех. Категории граждан, претендующих на бесплатную приватизацию, будут определены позднее, так же как и полная стоимость всей услуги.

Законодательная база

Во времена Советского Союза не было предусмотрено передачи жилья в собственность проживающего в нем гражданина и его семьи. Тогда понятия «приватизация» не существовало, все имущество было государственным.

В квартире или доме люди жили, умирали, жилье переходило по наследству законным родственникам, иногда удавалось осуществить обмен. Современная Россия и перестройка привнесли в те порядки много нового, в частности, Федеральный Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года. Благодаря данному документу многие россияне смогли оформить жилье в личную собственность.

Преимущества процесса приватизации:

  • Преимущества и недостатки приватизации жилья по договору социального наймагражданин свободно распоряжается собственным имуществом по своему желанию;
  • теперь прописать нового жильца становится намного проще;
  • выселение собственника из приватизированной квартиры или дома не представляется возможным;
  • упразднилась плата за социальный наем жилья.

Однако здесь все же имеется ряд недостатков:

  • переход от одного собственника к другому по процедуре наследования происходит сложнее, чем раньше;
  • теперь становится необходимой уплата налога на недвижимость;
  • платеж за коммунальные услуги вырос в несколько раз;
  • государственные субсидии на улучшение жилищных условий для приватизированных квартир упразднены.

Кто имеет право

Оформить жилое помещение в собственность могут лица, постоянно проживающие в муниципальной или государственной квартире.

Не относящимися к категории постоянно проживающих, но все же имеющими право на приватизацию периодически занимаемого жилого помещения, признаются:

  • лица, работающие вахтовым методом;
  • граждане, проходящие военную службу по призыву или контракту;
  • лица, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, тюрьмах, колониях.

Не имеют права оформления в личную собственность следующие категории лиц:

  • Кто имеет право на приватизацию жилья по договору социального наймапроживающие в квартире временно;
  • зарегистрированные по другому месту жительства;
  • проживающие на жилплощади по договору поднайма.

Иными словами, без договора социального найма приватизация ни коим образом не возможна.

Недееспособные граждане или граждане с ограниченными возможностями, несомненно, имеют право регистрации объекта недвижимости в собственность. Но за невозможностью осуществления всех этапов процедуры им предоставляется возможность действовать через доверенного представителя или опекуна. Он и занимается всеми необходимыми действиями и сбором документов. Его полномочия подтверждаются нотариально оформленной доверенностью. На приватизированную площадь такое лицо претендовать не может.

Порядок оформления

Что касается последовательности действий, то приватизация обычно проходит в несколько этапов:

  1. Порядок и правила приватизации жилья по договору социального наймаПодача заявления на совершение процедуры оформления недвижимости в личную собственность от имени всех лиц, прописанных на указанной жилплощади. Бумага сопровождается нотариально заверенной доверенностью и направляется в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда по месту жительства обратившихся.
  2. Визит в БТИ для оформления кадастровых документов на объект недвижимости. С собой необходимо взять паспорт, ордер на квартиру или договор найма. Придется заплатить некую сумму за изготовление технических и кадастровых документов, а также оставить заявку на посещение инженера для инвентаризации помещения.
  3. Составление заявления для получения выписки из кадастрового паспорта, копии плана здания и экспликации, получаемые от БТИ после осмотра данной квартиры и составления всех нужных бумаг.
  4. Запрос выписки из лицевого счета данного жилья и выписки из домовой книги обо всех прописанных в квартире лицах. За ними обращаются в ЖЭУ.
  5. Повторное обращение в жилищный департамент, там владельцу выдадут постановление о передаче социального жилья в частную собственность.
  6. Посещение Федерального Управления государственного регистрационного центра с заявлением на выдачу свидетельства о регистрации права собственности на квартиру. Для этого необходимо представить все собранные в процессе приватизации документы с копиями, а также внести обязательную государственную пошлину за регистрацию.

Перечень требуемых документов

Как правило, при оформлении приватизации по договору социального найма гражданин должен собрать определенный пакет бумаг и подать их в соответствующий орган местного самоуправления по месту прописки.

Список необходимых документов в этом случае таков:

  1. Какие документы нужны для приватизации жилья по договору социального наймаОригиналы и копии удостоверений личности всех законно прописанных в квартире (паспорта, а для несовершеннолетних членов семьи – свидетельства о рождении).
  2. Договор социального найма жилого помещения.
  3. Ордер на получение квартиры от государства.
  4. Выписка из домовой книги.
  5. Справка с финансово-лицевого счета.
  6. Поэтажный план и экспликация.
  7. Справка о ранее не использованном праве на приватизацию жилья.
  8. Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

Могут встречаться такие ситуации, когда в процессе приватизации требуется предъявить доверенность от недееспособного лица или гражданина, прописанного в квартире, но фактически не проживающего в ней. Также может понадобиться нотариально заверенный отказ от приватизации, если гражданин уже принимал участие в подобном процессе. Исключение здесь составляют несовершеннолетние лица, так как закон дал им право приватизировать жилплощадь дважды в жизни.

Еще есть нюанс, касающийся паспорта лица, претендующего на приватизацию. В случае замены данного документа после 1991 года необходима справка с данными о предыдущих паспортах с отметкой о причине замены документа на новый. Если у гражданина была регистрация в другом городе или регионе, то туда тоже нужно делать запрос, подтверждающий, что в той местности он тоже не использовал право на присвоение в частную собственность государственной или муниципальной недвижимости. Выданная справка должна содержать исчерпывающие сведения, оформление ее должно быть надлежащим, иначе придется переделывать, а это вместе с почтовыми пересылками займет много времени, и процесс приватизации сильно затянется.Сроки приватизации жилья по договору социального найма

Сроки процедуры

Процедура, как правило, занимает около двух месяцев. В это время входят сроки рассмотрения, подтверждения документов, оформление и их выдача. Этот срок приблизительный, и сам процесс может затянуться, если возникли какие-то сложности, связанные, к примеру, необходимостью подтверждения каких-либо фактов или поиском необходимых официальных бумаг и пр.

Некоторые справки имеют ограничения по сроку действия, это обязательно нужно учитывать и быть внимательным ко всем датам.

Лучше такие документы запрашивать в последнюю очередь, когда все остальные будут готовы:

  1. Выписка из домовой книги – действительна максимум 14 дней.
  2. Выписка из ЕГРП на объект недвижимости – действует 30 дней.
  3. Справка об отсутствии задолженностей по жилищно-коммунальным платежам – имеет силу 30 дней.

О правилах проведения данной процедуры рассказано в следующем видеосюжете:

Автор статьи:
Анна

Оценка статьи

-
0
+
Рекомендуем другие статьи по теме
Принципы разделения ипотечной недвижимости при разводе Правила и порядок предоставления субсидии на приобретение жилья для госслужащих Основные условия и правила проведения программы “Сельский дом” в Оренбургской области Правила предоставления льгот на капитальный ремонт для инвалидов и пенсионеров Обязательная доля в наследстве при завещании согласно ГК РФ Порядок предоставления жилья детям-сиротам Правила и рекомендации по страхованию жизни при оформлении ипотечного кредита в Сбербанке Что такое жилищный сертификат для ветеранов ВОВ и других боевых действий. Правила его получения
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных