Порядок и правила восстановления свидетельства о рождении
Наверняка в жизни каждого человека случались неприятности, которые связаны с утратой каких-либо документов.
Одним из таких документов может быть свидетельство о рождении. Но как быть в такой ситуации? Каким способом его можно восстановить и что для этого нужно?
Рассмотрим эти вопросы подробней.
Основание для восстановления документа согласно закона
В том случае, если данный документ был по каким-либо причинам испорчен (утерян либо поврежден) основания для выдачи его дубликата четко прописаны 2 пунктом 9 статьи Федерального закона “Об актах гражданского состояния”.
Согласно этому закону получить дубликат имеют право:
- лица совершеннолетнего возраста;
- близкие родственники умершего человека, свидетельство о рождение которого было испорчено;
- непосредственно сами родители либо опекуны (в случае утери документа принадлежащего ребенку).
Основаниями для выдачи дубликата считается:
- наличие заявления;
- предоставление определенного Федеральным законом перечня необходимых документов.
При этом необходимо помнить о том, что родители, лишенные родительских прав, не имеют никаких законных оснований для оформления дубликата на ребенка. При попытке сокрытия факта лишения родительских прав, наступает административная либо уголовная ответственность.
Статья 9 Федерального закона “Об актах гражданского состояния” предусматривает возможность оформления дубликата этого документа третьими лицами, если кто-либо из родителей не может самостоятельно это сделать. Для этого достаточно оформить нотариально заверенную доверенность.
В этом случае основание для выдачи дубликата является письменное заявление доверенного лица в отделение ЗАГСа.
Методы получения дубликата
Восстановить свидетельство о рождении можно такими способами:
- через портал “Госуслуг”;
- в ЗАГСе;
- с помощью МФЦ (многофункционального центра).
Рассмотрим преимущества и недостатки каждого из них.
Госуслуги
К основным преимуществам этого портала можно отнести:
- отсутствие первоначального обращения в ЗАГС (подать необходимые документы и заявление можно через этот сайт);
- простота пользования и удобство;
- наличие круглосуточной поддержки (при необходимости помощь будет оказана в любое время и в кратчайшие сроки);
- наличие информационной справки, которая позволяет быстро сориентироваться по сайту;
- наличие всех необходимых контактов каждой организации;
- наличие возможности оплатить онлайн (через сайт можно оплачивать госпошлину, штрафы ГИБДД и так далее);
- выполнение любой необходимой услуги точно в срок;
- наличие специальных возможностей для людей, у которых наблюдаются проблемы со зрением.
Благодаря этим преимуществам, процесс восстановления документа о рождении занимает не более 15 минут.
Но при этом есть и недостаток. Он проявляется только для тех категорий граждан, которые еще не имеют личного кабинета на портале. Несмотря на то, что регистрация занимает не больше 5 минут, проверка личных данных нового пользователя занимает до 2 недель (при этом на сайте указана проверка не более 5 дней).
Обращение в ЗАГС
Если говорить о преимуществах ЗАГСа в этом плане, то, безусловно, они есть.
В частности речь идет о таких преимуществах:
- возможность получения дубликата в день обращения (при условии, что обращение было в тот ЗАГС, где выдавался документ изначально);
- составления заявления на выдачу дубликата при сотруднике, что полностью исключает возможность совершить в этом документе ошибку;
- при неполном составе документации, исправить ситуацию можно в кратчайшие сроки (пока сотрудник ЗАГСа делает дубликат, можно съездить домой и взять недостающий документ).
Если говорить о недостатках, то они могут проявляться в следующем:
- наличие очереди до необходимого сотрудника ЗАГСа;
- отсутствие ответственного работника за выдачу дубликатов может не оказаться на рабочем месте и тогда необходимо обращаться повторно;
- для подачи заявления необходимо отпрашиваться с работы.
МФЦ
По большому счету процедура получение дубликата свидетельства о рождении в МФЦ и ЗАГСе ничем не отличаются. Простыми словами и туда и туда необходимо идти.
При этом у МФЦ имеются некоторые преимущества:
- отсутствие очередей;
- молниеносный прием необходимых документов и заявления (при условии, что все имеется в наличии);
- доступность (как правило, они расположены вблизи остановок).
Если говорить о недостатках, то они заключаются в следующем:
- за дубликатом все равно необходимо идти в ЗАГС;
- МФЦ действует не во всех регионах нашей страны, поэтому необходимо уточнять наличие в своем регионе данного центра.
Порядок действий
Рассмотрим порядок действий при получении дубликата через сайт “Госуслуг” и самого ЗАГС по отдельности.
Через сайт Госуслуги
Процедура получения дубликата с помощью портала “Госуслуг” заключается в следующем:
- Следует зайти в личный кабинет и с помощью меню перейти к разделу услуг для граждан.
- Затем перейти в региональный подраздел и выбрать “Семья”.
- На третьем этапе следует нажать кнопку “Нужно подать”, затем выбрать имеющийся шаблон заявления для оформления необходимого дубликата, скачать его, затем заполнить и загрузить обратно.
- После этого следует выбрать выдачу документа и нажать “Далее”.
- Выбрать из предлагаемого системой перечня необходимый ЗАГС.
Заполнить всю необходимую информацию в соответствующие поля и прикрепить необходимый пакет документов.
После принятия заявки на телефон поступит уведомление об этом. Оно также может прийти и в личные сообщения на этом портале (в личном кабинете).
В указанное время необходимо явиться в отделение ЗАГСа и получить дубликат документа.
Стоит отметить, что документы загружаются на портал в формате JPEG.
На данном портале можно сразу оплатить госпошлину. Это можно сделать с помощью:
- банковской карты;
- электронного кошелька международных платежных систем.
Обращение в ЗАГС
Если говорить о процедуре получения дубликата с помощью отделения ЗАГСа, то она заключается в следующем:
- составление заявления о выдаче дубликата (это можно сделать дома либо в присутствии сотрудника ЗАГСа);
- сбор необходимого пакета документов;
- оплата государственной пошлины;
- обращение в ЗАГС и подача заявления с документами;
- получение дубликата.
Написание заявления
Как при оформлении дубликата через портал “Госуслуг”, так и при обращении в ЗАГС заявление ничем не отличается.
Данный бланк четко прописан в Федеральном законе и подается строго по форме №18.
В обязательном порядке он должен содержать в себе такую информацию:
- наименование учреждения, где делается дубликат;
- инициалы заявителя;
- по какой причине должен быть сделан дубликат (пример: кража, порча и так далее);
- дату составления заявления и подпись заявителя.
Пакет документов
Данный перечень не большой и состоит в следующем:
- паспорт заявителя (если документ принадлежал ребенку, тогда паспорт родителя);
- оригинал квитанции об оплате госпошлины (если процедура через портал “Госуслуг” – копия);
- свидетельство о регистрации брака (необходим в том случае, если утерян документ ребенка);
- справку матери-одиночки (если у ребенка отсутствует отец);
- заявление на получение дубликата.
Размер госпошлины
Согласно статье 333 Налогового Кодекса РФ ее размер составляет 350 рублей.
Оплатить можно любым способом:
- с помощью платежного терминала;
- в кассе любого банковского учреждения;
- банковской картой;
- электронным кошельком.
Стоит отметить, что последние 2 варианта возможны при оплате через портал “Госуслуг”.
Что касается реквизитов для оплаты, то у каждого отделения ЗАГСа они разные и поэтому необходимо уточнять по каждому отдельно.
Стоит отметить, что срок выдачи дубликата варьирует от дня обращения до 1 месяца в зависимости от того, в каком регионе проживает заявитель и кому он необходим.
Особенности восстановления свидетельства в различных ситуациях
Для каждой конкретной ситуации предусмотрены свои особенности.
Рассмотрим их по отдельности.
Для ребенка
Получить дубликат свидетельства о рождении ребенка не составит большого труда.
Оформить дубликат имеют полное право:
- родители несовершеннолетнего ребенка;
- усыновители либо опекуны;
- воспитатели школы интернат, где находится сам ребенок.
Для оформления необходимо предоставить такой перечень документов:
- оригинал квитанции об оплате государственной пошлины за дубликат;
- оригиналы паспортов родителей либо тех лиц, которые занимаются процессом оформления и имеют на это все основания;
- для родителей необходимо предоставить дополнительно оригинал свидетельства о регистрации брака.
Само заявление ничем не отличается от того, что заполняют совершеннолетние граждане, утерявшие свое свидетельство о рождении. Единственное, что за ребенка это делает один из родителей либо опекун.
Как правило, выдача дубликата для ребенка происходит в день обращения.
Умершего
В случае восстановления данного документа умершего, процедура остается прежней.
Можно обратиться в любое отделение ЗАГСа по этому вопросу и предоставить такой перечень документов:
- паспорта заявителя (Это может быть: один из супругов, мать, отец, сестра, брат);
- оригинал свидетельства о смерти человека;
- оригинал квитанции об оплате госпошлины.
Стоит отметить, что подать заявления можно несколькими способами:
- с помощью почты России;
- лично в ЗАГСе.
Если оформление дубликата осуществляется при личном посещении ЗАГСа, дубликат выдается максимум через сутки. При оформлении с помощью почты России, в зависимости от того, как долго будет идти заказное письмо.
В другом городе
Даже если человек утратил свидетельство о рождении находиться в другом городе, восстановить его можно по месту фактического нахождения. Но при этом получение дубликата может затянуться на 1 месяц, поскольку дубликат будет пересылаться по почте России с того ЗАГСа, в котором оно было выдано изначально.
Само процедура ничем не отличается от остальных. Для этого достаточно обратиться в ближайшее отделение ЗАГСА и подать заявление с соответствующими документами.
Рекомендации по восстановлению данного документа через МФЦ представлены в следующем видеосюжете:
Здравствуйте. Хочу найти своих родственников (в первую очередь мать, отца), о которых мне почти ничего не известно, так как я воспитывалась в детском доме с 5-ти лет до 16 лет.
В Детских домах меня никто не навещал, поэтому считалась круглой сиротой.
К сожалению моё свидетельство о рождении утеряно.
В связи с этим вопрос: как правильно и в какое учреждение направить запросы и собрать необходимую информацию об этом.
Необходимую оплату гарантирую.
Евгений
Здравствуйте Наталья Александровна, для начала вам нужно восстановить свое свидетельство о рождении, для этого обратитесь в орган ЗАГС по месту вашего рождения. После того как вам будет выдано повторное свидетельство о рождении вам будет известны ФИО ваших родителей. После этого по их именам в населенном пункте вашего рождения вы сможете сделать запросы в ФМС и другие регистрирующие органы.
Звоните, это бесплатно:
Как восстановить утерянное свидетельство о рождении моей родной сестры, проживающей в г. Мариуполе (Украина)? Приехать в Новосибирск, где она родилась (где сейчас проживаю я), по причине плохого здоровья, возраста и прочих обстоятельств она не может.
Евгений
Добрый день Виктор, ваша сестра может составить и отправить заявление о выдаче повторного свидетельства о рождении в отдел ЗАГС, выдавший первичное свидетельство, самостоятельно по почте заказным письмом с уведомлением о доставке и получении.
Получить повторное свидетельство можно по нотариальной доверенности.
Либо ваша сестра может обратиться в Министерство юстиции на территории Украины и подать заявление о направлении межведомственного запроса на выдачу повторного свидетельства о рождении.
Министерства юстиции РФ и Украины действуют в рамках соглашения о взаимодействии.
Звоните, это бесплатно:
В Астрахани МФЦ отказывает в востановлении дубликата свидетельства о рождении, т.к. родился в другом регионе.
Евгений
Здравствуйте Василий, в данном случае отказ законный.
Статьей 9 Федерального закона “Об актах гражданского состояния” от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ установлено, что в случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа ЗАГС, ламинирования, орган ЗАГС, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния.
То есть вам нужно обращаться именно в тот отдел ЗАГС, который выдавал свидетельство о рождении. Можете направить заявление о выдаче повторного свидетельства в орган ЗАГС по месту вашего рождения по почте, а само свидетельство получить уже в органе ЗАГС Астрахани.
Звоните, это бесплатно: