Что такое обязательство о выделении доли по материнскому капиталу. Как правильно его оформить
Средства материнского капитала уже несколько лет помогают российским семьям решить важные проблемы, связанные с образованием, улучшением условий жилья или адаптацией деток-инвалидов.
Если семья решит направить эти деньги на решение жилищных проблем, в дальнейшем нужно быть готовым к тому, что потребуется составить и со временем выполнить обязательство о выделении каждому члену семьи доли в приобретаемой с участием этих средств квартире.
Что представляет собой данный документ
Обязательством называют документ, который составляется по специальной форме и удостоверяется нотариусом.
В нем прописывается намерение наделить имущественными правами всех членов семьи владельца сертификата, в том числе и несовершеннолетних детей, на квартиру или дом, купленные или построенные с помощью средств капитала.
Документ передается в местное отделение Пенсионного фонда вместе с заявлением о том, что решено использовать средства МСК на улучшение жилищных условий.
Когда нужно его оформлять
Одним из них как раз является улучшение условий жилья: расширение жилплощади, покупка нового или строительства собственного частного дома.
Оформление обязательства является гарантом соблюдения интересов детей и оформляется в таких случаях:
- Если к моменту получения сертификата и решении о распоряжении его средствами жилье не оформлено в общую долевую собственность всех членов семьи. То есть имущество по договору принадлежит одному из родителей или обоим, но не выделены доли детям.
- Еще одна ситуация связана с тем, что у семьи есть ипотечный кредит, погасить который полностью или частично можно средствами МСК. При заключении кредитного договора и оформлении квартиры в собственность, имущественным правом на квартиру обладает только кто-то из родителей или они оба, а само жилье находится в залоге у банка до полного погашения долга. Поэтому доли всем членам семьи можно будет выделить только после того, как будет выплачен кредит полностью.
- Если имущественное право на жилое помещение не зарегистрировано в Росреестре:
- Такая ситуация может возникнуть в том случае, если жилье покупается в рассрочку и в договоре указано, что регистрация права будет проведена только после полного расчета. Точно так же происходит и при участии в ЖК, ЖСК или ЖНК: оформление права собственности возможно только после того, как внесен последний взнос.
- При участии в долевом строительстве тоже зарегистрировать право владения объектом недвижимости можно только после окончания строительства и сдачи его в эксплуатацию.
- Если семья решила построить частный дом или заняться реконструкцией старого, в этом случае регистрация проводится после сдачи дома и получения кадастрового паспорта.
Не составляется и не предоставляется в Пенсионный фонд обязательство, если сразу же после покупки жилья было оформлено имущественное право на всех членов семьи: обоих родителей и всех детей с регистрацией договора в Росреестре.
Порядок оформления
Чтобы воспользоваться средствами по сертификату, нужно собрать все документы, подтверждающие наличие или оформление кредита на покупку жилья, а также сделку с недвижимостью. Кроме них, нужно приложить обязательство по материнскому капиталу о выделении долей.
Обязательство можно составить самостоятельно, но оно непременно должно быть заверено нотариально. Лучше всего, перед тем как отправиться к юристам за оформлением документа, в своем отделении ПФР проконсультироваться о том, какие предполагаются формулировки.
Сотрудники Фонда могут выдать нужный образец, который будет соответствовать той ситуации, с которой вы обратились:
- оформление владельцем сертификата ипотечного кредита;
- приобретение жилья на вторичном рынке;
- оформление кредита без обременения.
Возможны и другие случаи, которые должны быть отражены в обязательстве.
Документ выдается от имени собственника жилья. Им может быть владелец сертификата или его супруг (супруга) или они вместе, если являются созаемщиками или совладельцами квартиры – в этом случае они оба ставят свои подписи.
Правом владения имущества должны быть наделены все родные или усыновленные дети, независимо от их возраста и совершеннолетия.
Рассмотрев бумаги, нотариус составляет документ и заверяет его. Услуга обходится в 500 рублей.
Составленное в свободной форме и не заверенное нотариусом обязательство отделения Пенсионного фонда принять не могут.
Пакет документов
Отправляясь в нотариальную контору для составления и заверения обязательства по материнскому капиталу, нужно взять с собой такие документы:
- паспорт (подлинник);
- сертификат на право получения средств материнского капитала;
- свидетельства о рождении всех детей или документы об усыновлении;
- свидетельство о браке;
- документы, подтверждающие право собственности на жилье (договор купли-продажи, на владение земельным участком, выписка из реестра участников кооператива и т.д.)
- выписка из ЕГРН;
- свидетельство о регистрации в Росреестре;
- кредитный договор (при наличии кредита, в том числе и ипотечного).
Кроме паспорта, не обязательно предоставлять подлинники всех остальных документов. Достаточно приложить копии, с них будут просто списаны все нужные сведения.
Что должно быть указано
Законом не установлены строгие правила к составлению документа, в зависимости от ситуации, они могут меняться. Удобнее всего заранее запросить его форму в Пенсионном фонде, так как в разных регионах могут быть приняты свои правила оформления обязательства.
Чаще всего сотрудники нотариальных контор уже хорошо знают все нюансы и могут грамотно составить документ. Поэтому можно не составлять самостоятельно обязательство, тем более что в дальнейшем оно должно быть в любом случае заверено нотариусом.
Независимо от того, кем составлен документ, в нем должна быть отражена такая информация:
- Фамилия, имя, отчество и данные паспорта того, кто берет на себя обязательство.
- Номер, серия сертификата, дата выдачи и название подразделения Пенсионного фонда, которое его выдало.
- Цель, на которую расходуются средства.
- Данные договора (купли-продажи, долевого участия, кредитного и т.д.).
- Адрес жилья, о котором говорится в документе.
- Обещание оформить жилье в собственность всех членов семьи и выделить доли каждому с обязательным указанием сроков исполнения.
- Обязательство предоставить в органы ПФР выписки из ЕГРН или копии свидетельства о регистрации.
- Запись нотариуса, подтверждающая личность и дееспособность того, кто дает обязательство.
- Отметка о том, в каком количестве составлен документ и где хранится.
- Подписи лиц, которые дают обязательство, с полным указанием ФИО
- Подтверждение нотариусом документа.
- Дата составления, штамп нотариуса и сведения об оплате.
Подлинник документа хранится в Пенсионном фонде, а копию владельцы сертификата оставляют себе.
Ответственность за исполнение
По закону после получения средств материнского капитала, владельцы его должны выполнить свои обязательства и переоформить жилье в собственность всех членов семьи в течение 6 месяцев.
Однако в некоторых случаях это невозможно делать сразу из-за того, что жилое помещение находится в залоге у банка (при ипотечном кредитовании), не введено в эксплуатацию из-за незавершенного строительства и т. д.
В таком случае срок будет отсчитываться с того времени, как будет снято обременение, выплачен последний платеж при покупке в рассрочку или при участив ЖСК, получен кадастровый паспорт и т. д.
Несмотря на то, что без этого документа Пенсионный фонд не позволит использовать средства МСК, на сегодняшний день никаких мер, контролирующих его исполнение, а также ответственности за его неисполнение не предусмотрено.
С другой стороны, невыполнение условий этого документа является нарушением закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
О выделении долей детям в жилой недвижимости при покупке ее за средства МСК смотрите в следующем видеосюжете:
Мы хотим обналичить материнский капитал .Нам сказали,чтобы мы взяли обязательство,заверенное нотариусом,Нужно ли включить в обязательство детей,которые уже замужем,старшей дочери 33 года,следующей 30 лет и усыновленному мальчику исполнится 4 года.